Главная » Сведения об образовательной организации » 5. Образовательные стандарты » ФГОС начального общего образования
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
С поступлением в школу ребёнок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.
Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
С 1 сентября 2011 года повсеместно будет введен новый стандарт обучения в начальной школе . Наш лицей готов к введению стандарта второго поколения . Разработан план мероприятий для подготовки лицея к внедрению новых стандартов , определены потребности ресурсного обеспечения.
В этом году многие первоклассники пойдут в школу , где появятся десять часов внеучебной деятельности. С 1 сентября года в России начнут действовать федеральные государственные стандарты второго поколения , которые пока разработаны только для начальной школы.
ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. Сейчас мы учим детей определенным знаниям, понятиям, законам. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач. Причем все итоговые задания будут ориентированы не на то, чтоб сформулировать какое-либо понятие, а применить эти знания на практике.
Вот один из примеров таких задач: первокласснику дается текст про какое-либо животное, где рассказывается о том, что оно делает в течение дня, где живет и какие опасности его предостерегают. И после этого ребенку начинают задавать вопросы и по природоведению, и по математике, и по литературе. Чем питается животное? Сколько времени затрачивает на перемещение? Ребенку нужно извлечь из одного теста максимум информации. Учителя отмечают: заданий подобного типа не было никогда.
Предполагается, что после обеда ребенок будет посещать какие-то дополнительные кружки или секции, которые предложит лицей в зависимости от выбранного направления.
Также по новой программе у четвероклассников появится предмет, которого раньше не было – «Основы религиозной культуры и светской этики». Курс будет включать в себя шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
У каждого ребёнка есть выбор, какой из шести модулей он хочет изучать. Все модули нового курса будут носить культурологический характер: преподавание будет вестись обычными учителями по светским пособиям.
Остальные предметы не будут подвергаться изменениям, количество часов в учебных планах также остается прежним.
Проекты стандартов для основной и средней школы
Проекты стандартов для основной школы уже разработаны и проходят экспертизу. Они выполнены в концепции начальной школы . Точно также появится внеучебная деятельность, но если в начальной школе 80% основной общеобразовательной программы диктует государство, а 20% отдается учреждению, то в основной – внеучебной деятельности будет больше. Теперь 60% программы будет определять государство, а 40% – разрабатывать школа.
Готовятся на экспертизу и стандарты для средней школы. Известно лишь, что после 11 класса ученики должны будут сдавать не только традиционные экзамены, но и исследовательский проект, который разрабатывался ими в рамках внеучебной деятельности в течение всего времени обучения.
Новый стандарт диктует требования к условиям его внедрения. Учителя должны пройти определенные курсы повышения квалификации, кабинеты должны быть оборудованы специальной техникой, а информационная образовательная среда учебного заведения открыта для детей и родителей.
С официальными документами о ФГОС НОО, а также со всей необходимой информацией можно познакомиться на сайте Минобрнауки России (раздел «ФГОС») или по следующим ссылкам:
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373
Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО (Письмо Министерства образования Ульяновской области № 22730316134исх от 27.08.2013г.)