Главная » Сведения об образовательной организации » 5. Образовательные стандарты  » ФГОС начального общего образования

Начальная   школа  –  самоценный, принципиально  новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в  образовательном  учреждении, расширяется сфера   его  взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С   поступлением   в    школу    ребёнок   впервые   реализует   общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение   системы   научных   понятий.   Учитель   выступает   как   носитель социальных   норм,   правил,   критериев   оценки   и   контроля.   Отношения   со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

Не секрет, что в прошлом главной целью  начального  образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности – уровень умений и навыков   учащихся.   Сегодня    начальное    образование   закладывает   основу формирования   учебной   деятельности   ребёнка   –   систему   учебных   и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели,   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   и   их результат.

С 1  сентября  2011 года  повсеместно будет  введен новый   стандарт   обучения  в   начальной   школе . Наш  лицей готов  к введению  стандарта   второго  поколения .  Разработан план  мероприятий для  подготовки   лицея  к  внедрению новых   стандартов ,  определены потребности  ресурсного  обеспечения.

В этом году многие первоклассники пойдут в  школу , где появятся десять часов внеучебной деятельности. С 1 сентября года в России  начнут  действовать  федеральные  государственные  стандарты  второго  поколения , которые пока разработаны только  для   начальной   школы.

ФГОС второго  поколения  строится на деятельностном подходе. Сейчас мы учим детей определенным знаниям, понятиям, законам. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач. Причем все итоговые задания будут ориентированы не на то, чтоб сформулировать какое-либо понятие, а применить эти знания на практике.

Вот один из примеров таких задач: первокласснику дается текст про какое-либо животное, где рассказывается о том, что оно делает в течение дня, где живет и какие опасности его предостерегают. И после этого ребенку  начинают задавать вопросы и по природоведению, и по математике, и по литературе. Чем питается животное? Сколько времени затрачивает на перемещение? Ребенку нужно извлечь из одного теста максимум информации. Учителя отмечают: заданий подобного типа не было никогда.

Предполагается, что после обеда ребенок будет посещать какие-то дополнительные кружки или секции, которые предложит  лицей  в зависимости от выбранного направления.

Если раньше первоклассники находились  в   лицее  только до обеда, то с введением новых  стандартов  их пребывание будет продлено минимум до трех часов дня. 

Также по новой программе у четвероклассников появится предмет, которого раньше не было – «Основы религиозной культуры и светской этики». Курс будет включать в себя шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

У каждого ребёнка есть выбор, какой из шести модулей он хочет изучать. Все модули нового курса будут носить культурологический характер: преподавание будет вестись обычными учителями по светским пособиям.

Остальные предметы не будут подвергаться изменениям, количество часов в учебных планах также остается прежним.

Проекты стандартов для основной и средней  школы 

Проекты стандартов для основной школы уже разработаны и проходят экспертизу. Они выполнены в концепции начальной   школы . Точно также появится внеучебная деятельность, но если в  начальной   школе  80% основной общеобразовательной программы диктует государство, а 20% отдается учреждению, то в основной – внеучебной деятельности будет больше. Теперь 60% программы будет определять государство, а 40% – разрабатывать школа.

Готовятся на экспертизу и  стандарты  для средней школы. Известно лишь, что после 11 класса ученики должны будут сдавать не только традиционные экзамены, но и исследовательский проект, который разрабатывался ими в рамках внеучебной деятельности в течение всего времени обучения.

Новый  стандарт  диктует требования к условиям его внедрения. Учителя должны пройти определенные курсы повышения квалификации, кабинеты должны быть оборудованы специальной техникой, а информационная образовательная  среда учебного заведения открыта для детей и родителей.

 

Как будут учить по новым  стандартам ?
Чем отличаются новые  стандарты  образования от старых?
Сравнительная таблица  стандартов 
О некоторых вопросах подготовки к внедрению  Федеральных  государственных  образовательных   стандартов второго  поколения  в  начальной   школе 

С официальными документами о ФГОС НОО, а также со всей необходимой информацией можно познакомиться на  сайте Минобрнауки России (раздел «ФГОС») или по следующим ссылкам:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373
Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
Методические  рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО (Письмо Министерства образования Ульяновской области № 22730316134исх от 27.08.2013г.)